ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

На пороге третьего тысячелетия 31 декабря 1999 года состоялось в Москве малое освящение возрожденного храма Христа Спасителя. По окончании чина освящения с приветственными словами обратились Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, мэр Москвы Ю. М. Лужков и высказали слова глубокой благодарности всем, кто воссоздавал великую христианскую святыню. Эти слова в полной мере относились и к заслуженному художнику России Владимиру Соковнину, участнику воссоздания живописного убранства храма.

Возрождение храма Христа Спасителя было всенародным, государственным делом, каждый вид художественных работ выполнялся на конкурсной основе. 5 августа 1996 года были подведены итоги сложнейшего Всероссийского конкурса на право воссоздания живописного убранства храма и среди тех, кто выдержал испытания, была творческая группа в составе Н. Соломина — руководитель, Н. Колупаева, В. Соковнина, В. Харлова. Всех победителей объединила Российская Академия художеств во главе с ее президентом, всемирно известным художником З. К. Церетели. Академия возглавила работу по возрождению былого великолепия живописного убранства храма. Оперативное руководство работами президиум возложил на вице-президента Российской Академии художеств Е. И. Зверькова. Сначала была проделана серьезная научно-исследовательская, поисковая работа по сбору исторического, архивного материала, аналогов. Художники заново решали задачи монументальной живописи. Более двух лет велась сложнейшая трудоемкая масштабная подготовительная работа.

Комиссия по художественному убранству храма Христа Спасителя, возглавляемая митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, поручила группе, в которую входил Соковнин, воссоздание росписей ниш четырех центральных пилонов. Возможность воссоздать единый комплекс росписей нижнего пояса центрального объема храма — задача чрезвычайно сложная и ответственная. Художники первыми выполнили картон в натуральную величину росписи «Благословение преподобным Сергием Великого князя Дмитрия Донского на брань против татар». В сентябре 1997 года работа была представлена в залах Российской Академии художеств на выставке и удостоилась высокой оценки Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, побывавшего на выставке.

В мае 1999 года живописцы приступили к работам на стенах храма, приняли в группу художника О. Мирошина. Сроки выполнения работ планировались почти невероятные.
Органическая причастность к опыту мастеров XIX века явилась основой, позволившей художникам в полной мере воссоздать многофигурные монументальные росписи, органично соединить их с общим живописным строем росписей центрального объема храма.

Всего за пять месяцев на основе небольших черно-белых фотографий современные мастера воссоздали четыре монументальных, многоплановых, обобщенных и вместе с тем тонко сгармонированных произведения, органично вписанных в архитектурное пространство ниш. В сентябре 1999 года Комиссия по художественному убранству храма Христа Спасителя, возглавляемая епископом Орехово-Зуевским Алексием, приняла выполненную на высоком уровне работу.

Трудностей было много, они обусловливались сроками и объемом работ, технологическими и творческими проблемами. В XIX веке росписи ниш были выполнены Василием Петровичем Верещагиным, известным художником, профессором портретной и исторической живописи, членом Совета Императорской академии художеств. Особую трудность представляло постижение творческой манеры прославленного мастера.

В воссозданных росписях раскрылось мастерство художников решать творческие проблемы многофигурной композиции, мастерское владение рисунком, формой, цветом, пространством, умение создать единство между, казалось бы, несоединимым сочетанием мраморной облицовки ниш и глубинно-пространственной живописью.

Картины замечательны своей содержательной наполненностью. Давая развернутый показ реальной среды событий, мастера убедительно решают проблему синтеза идеального и реального, достигая гармонии человека и природы в композициях «Благословение преподобным Сергием Великого князя Дмитрия Донского на брань против татар» (роспись ниши северо-западного пилона), «Помазание Давида, сына Иесеева, на царство пророком Самуилом» (роспись ниши юго-западного пилона). Удивительно тонко, мягко, лирично раскрывают живописцы смысл евангельских сюжетов в композициях «Поклонение пастырей родившемуся младенцу Иисусу в Вифлееме» (роспись ниши северо-восточного пилона), «Поклонение волхвов и принесение даров младенцу Иисусу» (роспись ниши юго-восточного пилона).

Современные живописцы показали себя достойными преемниками великих мастеров прошлого. Благодаря Российской Академии художеств во время работы в храме сложился уникальный коллектив, который впервые в мировой практике воссоздал 23 тысячи квадратных метров росписей за восемь месяцев. Значение этой, во многом уникальной, работы для отечественного и мирового искусства трудно переоценить. Воссозданный храм Христа Спасителя в Москве стал тем зримым символом, который олицетворяет эпоху, выражает самый дух времени. Двухтысячелетие Рождества Христова 7 января 2000 года Россия встретила в Храме Ему посвященном.

За вклад в воссоздание храма Христа Спасителя в Москве художник Владимир Соковнин был удостоен медали Российской Академии художеств.

 

кандидат искусствоведения
заслуженный работник культуры РФ
Л. В. Ширшова