ХУДОЖНИК
ВЛАДИМИР СОКОВНИН

В поисках новых выразительных средств и стилистических направлений российское искусство предпочитает опираться на высокое профессиональное мастерство, глубокое изучение натуры, проникновение в глубь явлений. Внимание к академической художественной традиции не только не ослабевает, но видится своеобразной осью устойчивости или точкой отсчета в отечественном искусстве. Поэтому неудивительно, что многие художники избирают классическое искусство основой своего творчества. К таким художникам нового поколения относится и Владимир Борисович Соковнин.

Начиная с XVI столетия род Соковниных играл заметную роль в истории России. К нему относились такие известные люди, как знаменитая боярыня Морозова (урожденная Феодосия Прокофьевна Соковнина) и княгиня Урусова (урожденная Евдокия Соковнина), их брат Алексей Соковнин, участвовавший в заговоре против царя Петра I; генерал-аншеф, участник русско-турецкой войны Никита Федорович Соковнин; герой войны 1812 года Борис Сергеевич Соковнин, получивший за Бородинское сражение звание генерал-майора; участник Крымской войны, герой обороны Севастополя адмирал Николай Михайлович Соковнин, которому установлен памятник в Крыму, в Феодосии.

Владимир Соковнин родился в Москве в 1955 году. С детства его окружала атмосфера кино и театра, на опыте родителей он постигал радости и трудности творческого поиска.

Еще учась в детской художественной школе, мальчик пытался определить свое отношение к искусству, выбрать в нем свое направление. Именно здесь, благодаря преподавателям И. К. Яновой и Н. П. Благих, у него появился глубокий интерес и любовь к живописи.

После службы в армии (1973—1975) Соковнин стал студентом Московского текстильного института, где окончил факультет прикладного искусства по специальности моделирование костюма.

Здесь его учителями были замечательные художники и педагоги А. С. Трофимов и Д. Ф. Домагацкий, оказавшие решающее влияние на его творческий выбор. С этого времени основным делом в жизни Владимира Соковнина становится живопись. Годы пребывания в институте оказались для юноши серьезной школой профессионального мастерства: он много работал, во время каникул ездил по стране, летом 1978 года побывал в Карелии, Архангельской и Вологодской областях. Многочисленные этюды, написанные там, свидетельствуют о настойчивом желании познать природу, стремлении передать ее очарование. Накапливая новые впечатления, художник оттачивает мастерство, композиционные приемы, изучает колористические возможности палитры.

Окончив институт, Владимир Соковнин успешно работает в кино. В 1982—1983 годах он создает костюмы для кинофильма «Чародеи» (Одесская киностудия), а в 1985-м, совместно с Н. Журавлевой — для кинофильма «Кин-дза-дза» (Мосфильм). Несколько лет он сотрудничает с творческим объединением «Экран» на Центральном телевидении. Стремясь расширить свой творческий диапазон, в том же 1985 году он с увлечением работает над художественным оформлением Фестиваля молодежи и студентов в Москве (совместно с Н. Журавлевой).

Несмотря на явные успехи в масштабных модных проектах, Владимир Соковнин все больше понимает, что главным для него все-таки является живопись.
Первое десятилетие самостоятельной работы художник настойчиво совершенствуется в профессиональном мастерстве, много ездит и беспрестанно пишет натуру — пейзажи и портреты, — добиваясь наиболее точной передачи увиденного, стараясь запечатлеть не только внешний облик, но в первую очередь раскрыть характер людей и природы. Пейзажные этюды написаны предельно обобщенно, сдержанны по цвету и говорят о пристальном внимании автора к организации пространства на холсте, построению ритмичной композиции, поиску выразительности рисунка и общего колористического решения. Вдумчивым, сосредоточенным изучением натуры пропитаны этюды Кириллова (1978), Одессы (1982) и других городов.

География мест, где побывал и работал художник, впечатляет: Ярославль, Рыбинск, Одесса, Камчатка. На Камчатке успешно экспонировалась большая серия его дальневосточных пейзажей и портретов моряков (Соковнин начал участвовать в выставках еще в студенческие годы). Позднее художнику удалось плодотворно поработать в Хиве (1988), Анголе (1988). Не так давно он побывал в Израиле (1998) и Индонезии (1999), где написал официальный портрет Президента Индонезии Мегавати Сукарно Путри.

Внутренняя тяга Соковнина к большим полотнам, масштабным образам, значительным темам проявилась вскоре после окончания института. К республиканской выставке «Мир отстояли — мир сохраним» (1985) он осуществил один из первых своих живописных проектов — триптих «Праздник Победы», картину о художниках-ветеранах Великой Отечественной войны. Центральная часть триптиха — групповой портрет, боковые — изображение мастерской художника, где рождаются и осуществляются творческие замыслы, в дни войны и в мирное время. Главное достоинство полотна — точность портретных характеристик, состояние внутреннего единства людей, связанных общими военными воспоминаниями и радостью победы.

Над этой картиной Соковнин работал на знаменитой Академической даче им. И. Е. Репина — Доме творчества художников России, уникальном месте под Вышним Волочком, связанном с именами замечательных русских художников И. Репина, А. Куинджи, К. Коровина, В. Бялыницкого- Бируля, В. Рождественского и многих других.

С тех пор он подолгу живет в этом месте, тесно общаясь со своими коллегами и учителями, такими известными живописцами, как А. М. Грицай, братья А. П. и С. П. Ткачевы, А. П. Левитин, В. М. Сидоров и другие. Сама атмосфера Академической дачи, ее природная красота и творческая энергия питала и укрепляла профессиональное мастерство художника.

После «Праздника Победы» были написаны большие полотна «Театр Революции» (1985), где сама тема давала художнику возможности для решения монументальных композиционных и живописных задач. Затем последовали композиции «Все на фронт» (1986—1987), «Установление Советской власти в Рыбинске» (1986—1988), «Первый колхоз в Хиве» (1990).

Опробовав свои силы в больших сюжетных картинах, что послужило школой для умения пластически выразить точно сформулированную мысль, свободно организовать сложную композицию, добиваться необходимого колористического ритма, Соковнин обратился к пейзажу и портрету, и это стало основной сферой его творчества.

Одна из первых на этом пути — картина «Русская красавица» (1993), ставшая этапной для художника, в работе над которой сложился его основной композиционный метод. Молодая женщина в традиционном старинном русском костюме, в кокошнике с длинной лентой идет по цветущему лугу на фоне темнеющего леса. В легком наклоне головы, мягких чертах лица, в кротости всего облика воплощены типичные национальные черты. Не случайно эту картину трактуют как поэтический символ России. Именно «Русская красавица» стала символом большой художественной выставки Союза художников России в Китае в 2001 году. В этом полотне проявилось то, что стало главной отличительной особенностью творческого почерка художника — синтез портретной и пейзажной живописи.

Портретное искусство Соковнина многогранно. Это и изображения близких людей, друзей, знакомых, и множество заказных портретов, как частных лиц, так и официальных. Портреты свободны, выразительны, органично живут в пространстве. В портрете жены («Наташа», 1996) стройная фигура в коричнево-красном платье, написанном обобщенно, выглядит монументальной на фоне темно-зеленых деревьев, через кружево листьев которых синеет небо. Человек и природа превращаются в единое целое. В сочетании с внимательной проработкой деталей и с предельно обобщенной пластикой художнику удалось создать тонкий поэтический образ. Современный по духу и строгий по живописному решению, он продолжает многовековую российскую традицию женских портретов в пейзаже.

Работая над заказными портретами, Соковнин точно соблюдает границу между пассивным фотоизображением и живописным воплощением облика человека, внося в картину свое отношение и понимание модели. Умение разглядеть и выразить индивидуальность своих моделей, подчеркнуть ее интерьером, одеждой или аксессуарами демонстрирует творческое мастерство художника («Мальчик со шпагой», 2000). Благодаря деталям зритель точнее может уловить состояние души и особенности характера героев работ художника.

Портреты директоров Газпрома, выполненные в 1994 году, подчеркнуто официальны, но даже в них видно, что Соковнин всегда опирается на индивидуальные качества портретируемого, заботясь не только о поверхностной внешней похожести. В серии официальных портретов выделяется портрет первого Президента России Б. Н. Ельцина (1998) на фоне молодой березовой рощи. Автор сознательно стремится создать образ не государственного, а частного человека. Этому подчинены все выразительные средства. Изображение на переднем плане максимально приближает фигуру к зрителю, позволяя вступить с ней в прямой диалог, а контраст белого, освещенного ярким солнцем свитера с темнеющим лесом сосредоточивает внимание на светлом облике модели. Безусловное портретное сходство и виртуозность живописного решения позволяют отнести его к лучшим образцам российского портретного искусства.

На протяжении всего творческого пути Владимир Соковнин не оставляет любимую пейзажную тему. Натурные работы не всегда можно назвать этюдами, это вдумчивая погруженность в увиденное, тщательное исследование натуры, желание передать ощущение, которое охватывает творца при соприкосновении с природой. Его любимое время — предвестие весны со снегом, проталинами, синими тенями; таковы «Март», «Мартовское солнце», «Черная вода», «Ледоход» (все 1995 года). В них есть простор, широта неба, российские дали, таинственность леса. Это панорамные пейзажи «Теплый вечер», «Осень» (оба 1995 года) и «Тверца» (1997). Художник стремится не только выразить состояние природы, но главным образом посредством пейзажа создать обобщенный синтетический образ-символ, развивая тем самым традиции русской живописной школы.

Особое место в его творчестве занимает серия иерусалимских пейзажей, созданная в 1998 году во время путешествия по Святым местам Палестины. Там В. Соковниным были написаны пейзажи, связанные с историей Христа и христианства, среди них «Вечерний Иерусалим», «Долина Кедрона», «Ущелье Харитона Исповедника». Особый струящийся свет, пронизывающий большинство его пейзажей, воспринимается зрителем как благодатный дух Святой Земли, ее неувядаемой красоты. Думается, что эти вечные места, двухтысячелетняя история человечества, поражающая воображение, еще более укрепили художника в стремлении к воплощению обобщенных образов.

Это позволило художнику переосмыслить свой творческий опыт и вплотную подвело его к новому этапу творческого пути — созданию пейзажа-символа, пейзажа-идеи. Это очевидно в монументальном полотне «Старый вяз» (1994), которое стало первым в ряду пейзажных картин, таких как «Облака» (1996), «Земля и небо» (2000), «Небо и земля» (2002), где подход к пейзажу принципиально изменился: это пейзаж-картина, написанная в мастерской на основе увиденного, пережитого и прочувствованного, обобщение опыта, накопленного за годы работы. Главное в них — мысль художника, уносящаяся за пределы конкретных изображений природы, ощущение бескрайности Вселенной, неба, простирающегося надо всей Землей.

Мастера самых разных творческих направлений в разных по стилю произведениях старались воплотить вселенскую космическую идею. У Соковнина это несколько локальнее и конкретнее, он выражает ее, опираясь на живописные средства, освобождаясь от лишних деталей, добиваясь монументальности изображения пространственными сопоставлениями, крупными объемами, как в «Старом вязе», или четко выверенными отношениями земли и огромного купола неба в «Облаках». Наиболее напряженно полотно «Земля и небо» с обобщенными темными массами деревьев, контрастирующими со светло-голубым небом и тревожными облаками. Противостоит и одновременно дополняет его по содержанию холст «Небо и земля», где деревья устремляются вверх, и главным является светлое ясное небо. В этих картинах художник увлечен объемами крупных масс зелени, сквозь которые яркими всполохами прорывается небесный свет. Основную роль при отсутствии детальной разработки играет динамичное столкновение темного и светло-зеленого цвета. При внешней простоте художнику удается академическими живописными средствами создать глубокий и сложный образ вечного взаимодействия земного и небесного бытия, образ не противопоставления, а гармоничного взаимопроникновения.

Этапным для художника стало участие в воссоздании живописи храма Христа Спасителя в Москве в 1997—2000 годах.

В год окончания работы в храме Христа Спасителя Соковнин получил заказ на воссоздание росписи в храме Воскресения Свято-Покровского женского монастыря. Им выполнены росписи алтаря и приделов, посвященных Тихвинской иконе Богородицы и Св. мученице Александре.

Работая над крупными религиозными композициями, художник, по существу, создает целую галерею исторических портретов. И это, безусловно, добавляет к духовной сосредоточенности автора особую достоверность и значительность. Признанием профессионального мастерства Соковнина явилось награждение его Русской Православной Церковью Орденом Преподобного Сергия Радонежского и присвоение ему указом Президента РФ почетного звания «заслуженный художник России».

Будучи традиционным живописцем и приверженцем классических форм построения живописного пространства на плоскости холста, художник избегает пассивного подражания реальности, разрабатывая крупные объемы цветом, строя пространственную среду на сопоставлении и контрастах светлого и темного. В его картинах традиция органично сочетается с позднейшими достижениями живописи — обобщением, условностью, динамикой композиции, современным отношением к цвету. Он четко ощущает грань, которую надо соблюдать, чтобы не впасть в бессмысленное подражательство или модернизм. Работая в иллюзорной академической перспективе, тщательно прописывая детали, художник, тем не менее, достигает выразительной цельности в раскрытии подлинных сторон современной реальности. Его, как настоящего профессионала, отличает твердое владение композиционными приемами, свободная живописная лепка формы, умение четко сформулировать и выразить свою творческую позицию.

Целый ряд выставок Владимира Соковнина, прошедших за последние два десятилетия в России и за рубежом, обратили на себя внимание и способствовали высокой оценке творчества художника. Его работы находятся во многих российских и зарубежных музеях, частных и корпоративных коллекциях. Талант и работоспособность Владимира Соковнина являются основой его разностороннего творчества и привлекают к нему серьезное внимание.

 

Е. Буторина., искусcтвовед